Его величество кружево

Видели ли вы когда-нибудь, как блестит на первом морозе паутина, оставленная пауком. Как ниточки паутинки обрастают инеем, утолщаются, заполняя свободное пространство. Или, возможно, разглядывали в детстве зимние узоры на стекле. Они причудливо закручивались и переплетались, удивляя законченностью рисунка. Как будто художник-мороз заранее знал, где поставит последнюю черточку. А бесконечное разнообразие снежинок просто поражает. Природа бессознательно творит красоту, которую мы называем чудом. И желая подражать природе, человек в своих фантазиях создавал все новые и новые формы рукотворных чудес.

Одним из таких чудес стало кружево. Почему только русские кружева навевают мысль о зиме? Может потому, что кружевной промысел в России больше развивался в северных областях, где зима была длинной, полевые работы заканчивались рано и до весны женщины пряли, шили, вышивали или плели кружево. Кто-то на продажу, кто-то для приданного, а кто-то для души. Ведь надо-то для плетения совсем мало: рисунок, иглу-булавку, крючок, коклюшки, нитки и большое желание.

Трудно установить, откуда в Россию пришла сама техника плетения кружев, но рисунок, узор, несомненно, был подсмотрен у окружающей природы. Об этом говорят и названия основных узоров: ручеек, мельница, мороз, рыбка. Используя в работе эти мотивы как основу, кружевницы создавали свои уникальные работы. Неповторимость и сложность готового изделия напрямую зависела от терпения, фантазии и вкуса самой кружевницы. Каждое изделие плели по специально составленному рисунку (сколку), в котором строго отсчитано количество узелков, переходов, скрепов. Из таких вот отдельных узоров как в мозаике складывалась полная картина всего кружевного полотна. Рассматривая уже готовое кружево, понимаешь, насколько кропотливой и выверенной была работа по созданию основного узора. Любой сбой в счете узелков приводит к перекосу всего изделия.

Создавали эти сколки художники по кружеву — мастера, обладающие математической смекалкой, большим опытом и хорошим вкусом. Стоили такие сколки достаточно дорого. Артели кружевниц, для которых плетение кружева было промыслом, покупали новые рисунки узоров в складчину, чтобы разнообразить свои работы, сделать их еще более выразительными. И расходились эти узоры по рукам мастериц, и терялось имя автора этого узора, и становился он по-настоящему народным.

Много трудных времен пережил этот промысел, но сохранились традиции и мастера, готовые научить и передать свой опыт всем желающим. День за днем, узелок за узелком под мерный перестук коклюшек проявляется затейливый рисунок белоснежного чуда, название которому кружево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2024  ·  Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов сайта ссылка обязательна. Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru