Почему сказки лечат

сказкиСказки, настоящие народные сказки, а также так называемые литературные (имею в виду Гете, Гауфа, Гофмана) сегодня является душевным хлебом для ребенка, и даже для взрослого.

Сказки связаны с природой. Мифология и сказка могли бы, наверное, стать объектом естественнонаучного исследования, ведь еще К. Г. Юнг считал, что сказки является таким же продуктом природы, как и растения, животные или химические элементы. Доныне они хранят в себе те чрезвычайно разнообразные древние силы, поднимающиеся до нашего сознания из глубин бессознательного.


К. Г. Юнг всю свою жизнь рядом с снами исследовал мифологию и сказки. В человеческой душе он открыл праструктуры поведения и сознания, как подоплека влияют на всю жизнь человека. Сказки он называл анатомией души.

Наука, догадываясь о бесценных душевных сокровищах сказки, уже не отрицает ее мудрости, которая отражают бессознательное. Напротив, наука начинает обращаться к сокровенным творческим силам, к лечебным свойствам сказки. Поэтому, несмотря на развитие техники и интеллекта, сказка не умирает и остается актуальной.

Читать или слушать сказку означает читать кусочек жизни. Здесь мы находим собственные внутренние структуры, человека, мир и его подоплеки. Мы открываем способы поведения, помогающие выйти из тупика.

Издавна сказки используют для лечения психических заболеваний у взрослых. Для настоящего психотерапевта они являются не просто первоисточником мировой литературы, но и душевным хлебом, который помогает решить душевные проблемы. Они способны пробудить или укрепить веру в жизнь, дают успокоение нашей душе.

Язык сказки является языком сновидений, то есть языком души, мифологическим языком. Поэтому для уха воинствующего интеллектуала, который признает право на существование лишь за тем, что можно логически подтвердить, этот язык будет камнем преткновения.

Конечно, нам, современным людям, хочется как — то растолковать эти странные образы и символы, хоть немного понять их. Что это за семимильные сапоги, животные и растения с человеческим голосом, ужасающие великаны, злые и добрые гномы, которые дают советы, драконы, дышащие огнем, избушка Бабы-Яги?

Влияние средств массовой информации все больше мешает нам чувствовать и правильно понимать эти таинственные образы. К примеру, в телевизионной рекламе Архангел Ариэль имеет отношение к моющему средству, а слово «кредо», что означает высокое жизненное понятие, оказывается названием дезодоранта. Душа взрослого, поврежденная подобными вещами, уже не может понимать сказочные символы, равно как и символы мировых религий. И не испорченный ранней интеллектуализацией естественный ребенок чувствует этот душевный язык всем своим существом, чувством, своей интуицией. Поэтому сказки всегда остаются источником для вызревания и развития свободной личности.

Потеря веры в существование смысла жизни все чаще порождает страх жить. С одним лишь разумом, логикой и знаниями не так — то легко справиться с таким таинственным процессом, как наша жизнь. Это становится возможным, когда к интеллекту присоединяется связанное с символами мифическое знание сердца. Но без Божьей милости, без духовной помощи трудно представить, как это осуществить.

• Сказка утверждает и помогает принять эту Божью милость, она указывает: вот эта сказочная ситуация часто случается и с тобой, человек.

• Она предупреждает: не спи, берегись обмана и зла, не дай ввести себя в заблуждение блестящей подделкой.

• Она подбадривает: имей уверенность в себе, тогда найдешь помощь в себе или от высших сил (кто не задумывался над словами Господа: «Ищите и найдете, просите и получите, стучите и отворят вам»).

Такие символические фигуры находим мы и в сказочной стране, когда звери вдруг помогают в беде, дают советы, указывают путь. Или древний мудрец высоко в горах. Или даже сам Дух Божий.

В сказке человек чувствует свою сущность тесно связанную с Космосом. Человек в сказке служит невидимым Высшим Силам, которые помогают ему за его верную службу. Ярким примером является чудесная сказка «Звездные талеры». Она указывает нам на нашу зависимость и нашу защищенность в Космическом порядке.

Сказки всегда многозначны, как и сны. Благодаря этому они показывают различные пути, которыми приходит человек к своей сущности. Можно привести несколько сказочных структур. Например, структура с представленной в сказке ситуацией недостатка: старый король тяжело болеет, всю страну охватывает тьма, развитие прекращается. Все застыло в ожидании того, кто все изменит и даст возможность продолжать развитие. Правда, старый господствующий принцип противится изменениям — это выражается в том, что обновитель должен выполнять трудные задачи старого принципа.

В других сказках эта ситуация недостатка изображается в образе дерева, что не приносит плодов, колодцы, что высыхает, паромщика, который не может оставить свою работу. С точки зрения психологии такая ситуация соответствует невротическому состоянию, которое, благодаря усилиям героя, постепенно поднимается до высшего состояния сознания.

Вторая сказочная структура показывает, наоборот, неспособность развиваться — герой не выполняет своей задачи.

Примером обоих этих сказочных структур есть сказка «Госпожа вьюга», где одна сестра «развивается» благодаря своему позитивному характеру, т.е. умению любить ближнего, другой же сестре не дает развиваться ее отрицательная, деструктивная позиция. Облита смолой, застывает она в темнице эгоизма — какой сильный образ!

И для ребенка, в отличие от ученых и психотерапевтов, это знание о подсознательных структурах не имеет никакого значения. Ведь ребенок переживает сказку своим наивным, совершенно ненаучным и простым способом. Поэтому ребенок, слушая или читая сказку, воспринимает содержание очень естественно и без всяких предубеждений. И если в результате неправильного воспитания или негативного влияния окружения ребенок страдает душевно, то именно сказка может стать бесценным помощником на пути к позитивному развитию. Ребенок, скажем, с комплексом неполноценности может интуитивно почувствовать, что стать настоящим королем или вернуться к собственному королевству, то есть до чувства собственного достоинства, призван каждый человек. Влияние сказок — не в моральных установках с поднятым вверх указательным пальцем, а в созданном ими широком пространстве, свободном и благоприятном для решения различных душевных проблем.

Сказочный герой как пример для ребенка не впадает в напыщенно гордость, что приводит к одиночеству. Лишь на первый взгляд он уверенно и одиноко шествует путем, полностью доверяя собственным силам и способностям. На самом деле, в глубине, он сердцем связан со всеми и всем. Подсознательно дети чувствуют, что бедствия и прожорливая ведьма или здоровенный великан, все разрушают вокруг, сидят у них внутри. Образ ведьмы, откармливающей детей, чтобы впоследствии их съесть, может означать и известную материнскую черту, черту матери, которая, привязывая ребенка к себе излишней опекой и попустительством во всем, мешает ему стать по — настоящему взрослым человеком. Образ великана, который все разрушает, может содержать и характерные черты безудержного отца, что угрожают разрушить еще такие хрупкие благородные черты детского существа.

Поскольку многие родители этого не знают или не хотят признать, то часто чувство ненависти или страха у ребенка объясняют влиянием прослушанной сказки. Однако любое душевное развитие должно пройти фазу страха и упрямства. И можно лишь поблагодарить сказке за то, что ее фантазии постепенно излечивают душу от агрессии. Для ребенка чрезвычайно целебным переживанием является момент, когда ведьма сгорает в печи и опасность таким образом устраняется радикальным способом, или когда жестокий великан погибает благодаря хитрости сказочного героя.

Неудивительно, что некоторые рационалисты презирают сказку. В этом выражается их страх перед границами рационального и перед теми силами, которые не может преодолеть разум. Но дети любят сказки именно за то, что в них они находят свои собственные туманные воспоминания, переживания и соблазны, что в них они развязывают жизненные ситуации, получая новую надежду и уверенность в них.

Среди собранных исследователями многочисленных вариантов народных сказок земного шара оказалась огромное количество схожих между собой первичных сказок, которые возникали независимо друг от друга в разных уголках земли. Эти первичные сказки сохранились, чтобы помочь развиваться земному духу и человеческому сообществу. Их нельзя по своему усмотрению изменять, ведь тогда они потеряют свою первоначальную истину и уже не соответствуют потребностям человеческой души.

Сегодня, когда многие теряют смысл своего существования и уже ничего не ведают о назначении своей жизни, сказка становится актуальнее, чем когда-либо. Для детей и для многих взрослых. Ведь старые, добрые, настоящие сказки не позволяют разрушать человеческие корни. А сейчас презент для моих терпеливых читателей — видео сказка нашего детства.

Гуси Лебеди видео сказка

Обсуждение: 2 комментария

  1. Мой любимый мультик. С удовольствием просмотрела его еще 1 раз. Спасибо.

    Ответить
  2. Хорошо, что есть сказки! Польза и для детей и для взрослых. Спасибо, что вернули в детство!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2024  ·  Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов сайта ссылка обязательна. Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru