Научить ребёнка запоминать текст

 

НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЗАПОМИНАТЬ ТЕКСТ

Научить ребенка полноценно запоминать текст — наиболее распространенную форму подачи информации. Как показывают многочисленные исследования, младшие школьники считают связный текст, например загадки о растениях, наиболее легким для запоминания по сравнению, скажем, с числовыми или словесными рядами. Но с запоминанием текстов дело обстоит не так однозначно: многие дети испытывают трудности при самостоятельной работе с текстом или при чтении дополнительных текстов, которые не разбираются столь подробно, как на уроках. Чтобы определить уровень смысловой памяти, ее объем и особенности, а также способность к запоминанию текстов, необходимо вместе с ребенком выполнить задание.

Его суть заключается в следующем: вы зачитываете ребенку вслух рассказ. После прослушивания ребенку предстоит записать основное содержание услышанного. После этого зачитывается второй рассказ. Некоторые второклассники уже умеет сознательно сосредотачивать свое внимание на тексте, отвлекаясь от посторонних раздражителей. У таких детей запоминание и припоминание характеризуются высокой степенью активности. Нередко во время повторного прочтения текста ребенок стремится проконтролировать, что было пропущено в процессе предыдущего припоминания рассказа. Ребенку удается добиться высокой точности воспроизведения текста, если он при этом пытался сознательно
воспользоваться планом рассказа. Обычно ребенок начинает составлять несложный план к концу заучивания (после третьего прочтения теста), иногда использует этот прием при запоминании следующего варианта текста.

Трудности в запоминании текста наблюдаются у ребят, у которых техника чтения еще несовершенна, и сам процесс чтения текста вызывает у них затруднения. Естественно, в такой ситуации дети еще не могут выделить наиболее трудно запоминающиеся предложения и обратить на них особое внимание — для них каждое предложение является одинаково сложным. Ребенок не может воспользоваться планом даже в припоминании повторно прочитанного текста, по этой причине у него получается не связный рассказ, а набор разрозненных предложений. Следующие рекомендации в первую очередь пригодятся учащимся 3—4 классов (когда дети начинают самостоятельно читать дополнительные тексты значительного объема).

1. Учитывать разнообразные свойства внимания. Чтобы снять усталость, ребенку надо отвлечься. При этом желательно прикрыть ладонью глаза и посидеть так несколько секунд. Затем сделать движение головой влево, потом вправо, вперед и назад. Повторить это упражнение несколько раз, пока не пройдет усталость. Расслабившись и отдохнув, ребенок сможет полноценно включиться в процесс чтения.

2. Чередовать чтение с осмыслением. Один из способов долго удерживать внимание на читаемом материале — чередование чтения с осмыслением. После того как ребенок прочитал несколько страниц, важно остановиться, попробовать вместе осмыслить прочитанное, сделать необходимые выписки, отметить все важное, интересное или необычное. Такого рода переключение способствует сохранению внимания.

3. Использовать помехи-стимуляторы. Помехи-стимуляторы, как известно, могут помочь процессу чтения. Конечно, содержание текста играет немаловажную роль при удержании внимания.

4. Делайте пометки в тексте. Делайте свои личные пометки в тексте. Возможно, ребенку понадобится карандаш или линейка, чтобы задать необходимый темп при чтении (его надо вести от строки к строке во время чтения). Если какая-то фраза или предложение непонятны — лучше остановиться, вдуматься, попробовать изложить только что прочитанную.

5. Читать с разной скоростью, эмоционально. Научите ребенка не быть равнодушным, что бы он ни читал. Пусть негодует, если его что-то возмутило в книге, пусть радуется прекрасному, пусть плачет и смеется! А еще замечено, что монотонное чтение с одной скоростью утомляет и усыпляет.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Юлия:

    Благодарю за ценные советы. Развитие памяти – так важно для ребенка! Лучше начинать учить стихи с малышами как можно раньше. Тогда будет легче учить тексты в школе. Ведь многие малыши помнят наизусть свои любимые сказки. А если память не развивать, в будущем это будет намного труднее.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2024  ·  Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов сайта ссылка обязательна. Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru